Стив Хэкетт: «В музыке возможно все!» (Август 2010 года)

Вопрос «О чем бы вы хотели поговорить со Стивом Хакеттом» для поклонников прогрока – все равно, что предложение моднице выбрать себе что-нибудь из сундука с сокровищами. Впору растеряться - золото, бриллианты… Ну или, что одно и то же, – личная встреча с кумиром и список из 50 вопросов! «Душа» и гитара культовой прог-рок группы Дженезис 70-х, потрясающий композитор, невероятный музыкант и тонкий лирик, Стив Хаккет продолжает активно радовать нас своим сольным творчеством. Лично я давно и полностью очарована его музыкой, в особенности – рок-альбомами последнего десятилетия, список которых недавно пополнился воистину великолепным релизом «Out of the Tunnel’s Mouth». Вообще, в последнее время фанам Стива Хаккета скучать не приходится: отмечу его весомое участие в работе Ника Магнуса «Children of another God», грядущие проекты, в частности с основателем группы Yes Крисом Сквайром, и весьма плотный гастрольный график (совместные гастроли с группой Ренессанс)… И как только Хэкетт успевает еще и регулярно писать замечательные эссе для своего сайта и отвечать на вопросы поклонников на Facebook? Я уж не говорю о массе интересных и таких разных интервью! …В Будапеште, в студии венгерской группы Djabe, на юбилейный концерт которой и приехал давний друг и «специальный гость» из Англии, Стив Хэккет просто вышел мне навстречу. А чуть позже, – неспешно и спокойно рассуждал на, быть может, давно не новые для него темы. Ибо я, завороженная его речью, вместо того, чтобы эпатировать знаменитого музыканта дерзкой оригинальностью своих вопросов, всего лишь пыталась… улыбаться не слишком глупо!

ОП: Прежде всего позвольте мне поздравить вас с недавним включением Genesis в Зал Славы Рок-н- Ролла!
СХ: О, спасибо!

ОП: И, конечно, из-за этого опять посыпались вопросы о возможности воссоединения группы. Вас это не раздражает?
СХ: Я думаю, что мои чувства всем известны, ведь я живу «на публике», и почти лишен частного пространства… В общем, я бы мог ответить в двух словах: «Это возможно, но – невероятно». Если бы я пожелал, я бы играл с ними: например, был бы счастлив принять участие в концертном шоу, но, думаю, что не я здесь - главный «рулевой». Все, что я знаю – то, что любому было бы сложно попытаться сделать что-нибудь вместе с Genesis, в то время как я предпочитаю идти собственным путем. Но, конечно, я продолжаю играть композиции Genesis, и я был бы не прочь поработать с ними в концертом туре, если бы они захотели, - Фил в стоянии сделать это, - но я думаю, что пока на это не похоже. Если музыканты желает играть вместе – они играют вместе, знаете ли…

ОП: Скажите, Стив, чем для вас отличается работа в команде, такой, как Genesis, и работа с вашим собственным проектом?
СХ: Что ж… Когда я впервые записывал соло-альбом, я очень нервничал. Я не знал, как приступить к работе, потому что я никогда до этого не «сидел в водительском кресле». Но первая же лента, которую мы записали, была так красива! Первая вещь, которую мы сыграли, была “Hands of the priestess”, и, что интересно, во второй ее части была впервые профессионально записана игра моего брата на флейте. И с тех пор он продолжает записываться.

ОП: Это была первая запись Джона Хэккета (John Hackett) – невероятно!
СХ: Да, невероятно… Так что это был и его, и мой дебют как лидера группы. И с тех пор я не могу остановиться: ведь все звучало именно в том ключе, в котором мне и хотелось – красивая 12-струнная гитара, прекрасная флейта… Вообще, ты – как капитан корабля: сначала ты не знаешь, двинется корабль с места или нет, или ты наскочишь на риф и корабль разломается… К счастью, этот корабль плывет! Мы с Джо - о, это мой очень преданный партнер (Joanna Lehmann, спутница Стива – O.P.) – много говорим о музыке и о тех группах, которые умудряются быть успешными и сохранять хорошую форму в наши дни. Что ж, это возможно, при условии всеобщего сотрудничества! В тоже время я знаю, что чувствует Питер (Peter Gabriel – O.P.) – ему хочется выделить собственное имя в противовес группе, и он, возможно, чувствует себя недостаточно комфортно для игры с группой в наши дни. Но я всегда был идеалистом, искал идеальную группу, и всегда был увлечен этой идеей! Причем я обычно работал с невероятными людьми, такими, например, как Брайян Мэй (Brian May) из Queen, и, хотя пару раз в процессе сотрудничества случались различные вещи, однако он - экстраординарен! Так что не только с музыкантами из Genesis можно «достичь небес».

ОП: К примеру, я невероятно впечатлена исполнением Джона Уэттона (John Wetton) песни “Firth of Fifth” – я имею в виду концерт и DVD “The Tokyo Tapes” – я даже считаю, что именно его мощный и драматический вокал идеален для этой эпичной композиции!
СХ: Да, Джон Уэттон - я знаю, что вы имеете в виду. Его пение в Firth of Fifth… Вообще-то я думаю, что это лучшая версия вокала в этой вещи – я должен согласиться с вами!

ОП: Но мне не хватает фортепианного вступления в этом концертном варианте песни…
СХ: В концертной версии не было фортепианного вступления, потому что я, конечно, хотел придерживаться оригинала, но также я хотел придать этой композиции что-то еще – и это было сделано в «Русском чертовском» стиле, если вы понимаете, о чем я… У русских есть уникальная способность использовать «оркестр в миниатюре», и иногда музыка начинает звучать очень внезапно. Это используется время от времени. Такой же была версия начала песни “Emerald and Ash” из нового альбома, где в итоге вы получили очень «легкий» путь использования оркестровых инструментов. Во всем этом есть влияние Чайковского, Прокофьева, - ну, вы знаете, традиционный круг великих Русских композиторов. И все это невероятно современно, как и музыка Баха, Шопена, и других великих классиков!

ОП: Стив, а что вы находите для себя лично в музыке русских композиторов – существует распространенное мнение, что прежде всего эта музыка весьма драматична…
СХ: Что ж, вы знаете, первый концерт Чайковского написан в миноре. Там великолепная мелодия (и у него, по меньшей мере, две превосходных мелодии). Кажется, что в них – вся печаль этого мира, и они тревожат вас настолько, что вы… можете летать! Все возможно в музыке! Даже передать, как меланхолия становится триумфом… Это очень близко к тому, что я чувствую в музыке.

ОП: Вы упомянули Иоганна Себастьяна Баха… Скажите, если бы это было возможно, какой вопрос вы бы ему задали?
СХ: О, Баха – наверное, я бы спросил, как можно быть наиболее виртуозным музыкантом всех времен! Он написал «Чакону» и я записал свою версию этой вещи… Вы слышали альбом, который называется «Tribute»?

ОП: Конечно!
СХ: Я никогда не записывал ничего подобного, может быть, одна вещь Баха до «Сарабанды» и «Бурре», и я не тренировался играть подобный материал. Но я думал, что я бы начал с самой трудной вещи… Это было как покорение высочайшей вершины мира в качестве старта, и я подумал: «если я смог сделать это – значит, могу отдохнуть!» Возвращение к классике снова и снова - это именно то, чем я горжусь.

ОП: И сочинение вещей в «классическом» духе, как пьеса «Galadriel» на недавнем релизе альбоме Марко Ло Мусио (Marco Lo Muscio) «The Book of Bilbo & Gandalf», исполненная вами на акустической гитаре…
СХ: Да, на акустике, совершенно верно!

ОП: Стив, а это вы выбирали персонаж из книги «Властелин Колец» для воплощения в музыке?
СХ: Да! И, сочиняя ее, я думал о Чайковском, в самом деле. Эта вещь идеальна для подачи в оркестровой гармонии, и я пытаюсь делать все это на акустической гитаре.

ОП: А что вы думаете о возможности концертного шоу с оркестром и вашей рок-группой на одной сцене – было бы здорово услышать вещи из ваших рок-альбомов «вживую» именно в таком варианте!
СХ: Я еще не делал этого по экономическим причинам, но я общаюсь с теми, кто был бы заинтересован в проекте с оркестром, так что, надеюсь, это все-таки возможно… Но должна ли это быть электрическая, ли акустическая гитара, или что-то еще – я не знаю. Кстати, в самом первом моем альбоме, который я делал еще до Genesis (с группой Quiet World), мы могли работать с Лондонским симфоническим оркестром, и это был первый профессиональный альбом, в котором я записывался! Я тогда нервничал из-за того, что не представлял, каково это - работать с наиболее известным оркестром в Англии в то время, в начале 70-х. Работа с этим прославленным коллективом была также дебютом и для парня, который делал аранжировку для оркестра, - Фила Хендерсона (Phil Henderson). С тех пор он продолжает действовать в том же направлении (The Philip Henderson Orchestra представлен на альбоме Стика Хэккета 1986 года “Feedback”).

ОП: Тогда еще один вопрос из той эпохи, «до Genesis»: недавно на вашей Интернет-страничке ресурса YouTube я увидела забавные раритетные видео: «Стив глотает свою гармонику» и «Стив в парке» («Steve swallows his harmonica, by Jan Vogels», “Steve Hackett In The Park»). Я не могла удержаться от смеха – скажите, что это было?
СХ: Что ж, это действительно забавное видео со мной (смеется). Да, было пиво, очки, мне было 18 и у меня не было написанного сценария. Это было детское баловство, нечто вроде «домашнего видео». Знаете, все думают, что я всегда был серьезным музыкантом, но это видео показывает, что я такой же человек, как и все остальные (улыбается).

ОП: Мы всегда думаем так обо всех участниках Genesis – «Да, они ОЧЕНЬ серьезные музыканты»! Я как-то в нашей прессе читала даже «легенду» о том, что во время гастрольного тура в поддержку альбома “The Lamb Lies Down On Broadway” по США приставленные к вам секьюрити уволились со скуки – им было просто нечего делать! Вы ходили по музеям и разговаривали о музыке, и совсем не вели себя как «безумные звезды рок-н-ролла»!
СХ: Нет-нет! Пресса всегда задает этот вопрос – нет, я не «звезда рок-н-ролла»! Действительно, группа не походила на рок-звезд, мы бы сказали, что они почти нормальны (улыбается). Знаете, все ребята, с которыми я работал в группе, скорее, могли заставить вас чувствовать себя VIP-персоной, так что это была невероятно талантливая коллекция парней! Они были обычными ребятами, и в то же время необычными в творческом плане. У группы был всеобъемлющий, эклектичный музыкальный подход, с влиянием джаза, классической, народной музыки, блюза… Все это повлияло на раннюю версию Genesis и музыка, возможно, была мировым сплавом вещей. Я продолжаю считать, что в первые годы группа была очень конкурентоспособной. Я думаю, что это было очень хорошим началом для всех нас, и когда я оглядываюсь назад – это невероятно вдохновляет! В то же время присутствует другой уровень фрустрации, потому что я чувствую, что все, что известно – это то, что Genesis должна бы стать… оркестром! С тех пор, после Genesis, я играл Баха, я играл джаз, я играл с оркестрами, я делал множество вещей разного рода, но именно Genesis определили тот путь, который привел меня и сделал меня экстраординарным.

ОП: Стив, вы действительно создаете абсолютно экстраординарные альбомы и я счастлива слушать вашу новую работу - ”Out Of The Tunnel’s Mouth”!
СХ: Я рад, что вам он нравится! Знаете, каждый альбом только дает вам шанс: у вас есть одна идея в какой-то момент времени, и вы соединяете ее с другими идеями, будто собирая паззл, и думаете, что эта идея не согласуется с ними, но вообще-то она им подходит. Да, это действительно как паззл, причем в музыке есть множество стилей, но иногда эта идея – всего лишь один аккорд. Я недавно работал с Ником Магнусом (Nick Magnus) над его альбомом… Вы знаете этот альбом?

ОП: ”Children of another God”, выпущенный в этом году?
СХ: Да, совершенно верно, и он сказал: «Я работал с аккордом, который мы использовали при записи альбомов «Defector», «Highly Strung»… И затем, когда мы вместе поработали над темой, - нечто вроде «гимнастики ума для аккорда», - и я сказал: «Да, ты знаешь, это действительно прекрасный аккорд! Он превосходен для импровизаций!». Вообще-то вы не часто его встретите в музыке, он весьма диссонансный. Так вот, после того, как я сыграл в альбоме Ника, я подумал: «Хорошо, мне все еще нравится этот аккорд, - давайте посмотрим, могу ли я написать мелодию, которую может сыграть саксофонист!» И в «электрической» мелодии композиции “Ghost In The Glass” (альбома ”Out Of The Tunnel’s Mouth” – O.P.) этот аккорд присутствует опять: он подан в джазовом стиле, и саксофон там весьма хорош. Это почти как музыка к фильму: некоторые аккорды, кажется, рассказывают историю, хотя порой они «спорят», какое «слово» нужно использовать. Но этот аккорд был абсолютно «отчужденным». Мы часто с этим сталкиваемся, когда сама жизнь делает выбор.

ОП: Стив, ваш новый альбом превосходен для меня – там есть все те вещи, которыми я наслаждаюсь в вашей музыке, от чудесных мелодий, вокала, гитарных пассажей, и до хоровых раскладок, аранжировок и саунда… И только после нескольких прослушиваний я поняла, что там нет только одного – вашего «демонического» вокала ( как, например, в песне “Darktown”). Ваши «монстры» исчезли?
СХ: Нет голоса монстра? Да, быть может… Но у меня есть еще на будущее – я могу быть очень демоничным и делать все эти «демонические» вещи! (смеется) Я вообще-то наслаждаюсь демонической музыкой, и считаю, что это лучшее место быть демоничным! Это присутствует только в музыке, и никого не разрушает.

ОП: Знаете, когда вы играете соло в композиции “Firth of Fifth”, в музыке присутствует еще что-то, кроме нот и звуков - кажется, будто поет сама душа Genesis…
СХ: Да, это было нечто красивое, так ведь? Это прекрасная мелодия, - она великолепна! Это не моя мелодия (ее придумал Тони Бэнкс, который сочинил и лирику), но это моя интерпретация этой мелодии.

ОП: А как вы считаете, что лучше для тех, кто пытается интерпретировать вещи Genesis - делать их неузнаваемыми или же следовать оригинальной версии?
СХ: Когда мы играем этот материал «живьем», мы не делаем точно то же самое, - мы оставляем пространство для других вещей. Я думаю, что проблема в том, что музыка становится «иконой», становится «высеченной на скрижалях». Например, The Beatles, и альбом Love (***). Мне нравится идея такого преображения (с барабанными партиями), как в песнях «Within You Without You/Tomorrow Never Knows» - я нахожу это весьма хитроумным! Я наслаждаюсь этим, но трибютные группы никогда не делают материал такого рода, потому что это было бы все равно, что вмешиваться в чье-то детство.

ОП: В наши дни есть несколько трибьютных групп, которые стараются как можно точнее воспроизводить знаменитые шоу Genesis 70-х. Я знаю, что вы как-то играли с одной из таких команд, “Musical Box”. Получается, что вам нравится эта идея?
СХ: Да, я играл “Firth of Fifth” с ними в Альберт-Холле (Albert Hall) в Лондоне, и Фил играл с ними в следующем концерте, и, вы знаете, Пит приезжал, чтобы увидеть их… Что ж, они все делают очень хорошо, и промоутеры всегда пытаются заставить меня делать те же самые вещи, но этот вид развлечений из прошлого не означает то, что надо делать ту же самую работу снова и снова. Я не знаю как, но путь прогресса вдохновляет меня.

ОП: Стив, вы сотрудничаете с прекрасными музыкантами, которые к тому же весьма успешны и знамениты. Скажите, как капитан вашего музыкального корабля, при записи ваших альбомов, можете ли вы сказать - “I know what I like”… И - попросить кого-то изменить или даже переписать придуманную партию, если вы получили не то, что хотели?
СХ: Существует множество способов «собирать» записи воедино. Быть может, раньше я был более организован, чем теперь (улыбается). Однако я - не музыкальный диктатор! Если какой-то музыкант, такой, как например, Роб Таунсенд (Rob Townsend), сочиняет соло, - он записывает три или четыре варианта. Мы выбираем лучший и редактируем его. При записи композиции “Last Train To Istanbul” мой брат использовал «дисторшн» (искажение звука) для флейты, и она звучала, как электро-скрипка, или как что-то еще. Но – именно так соло было написано! Вообще-то его сочинил Роджер Кинг (Roger King)… Итак, Роб записал свое собственное соло, я записал свое соло… Что ж, работа идет таким путем! И я всегда чувствую, что я только начинаю – я всегда чувствую это в музыке, каждый день! Конечно, я продолжаю совершенствоваться, но в музыке я - как ребенок… И именно музыка движет мною, и делает меня настолько молодым, насколько это возможно в моем возрасте.

ОП: У меня просто больше нет слов, Стив… Мы желаем вам всегда сохранять эти чувства в вашей прекрасной музыке! Большое спасибо, что уделили мне время – я была очень рада встретиться с вами и Джоанной здесь, в Будапеште, и с нетерпением жду концерта!
СХ: Спасибо вам также, Ольга! Мои наилучшие пожелания вашим читателям!

(***) “ Love” - это получивший награду Grammy Award альбом ремиксов The Beatles, выпущенный в 2006 г. и спродюсированный Джорджем Мартином (George Martin) и его сыном Джайлсом Мартином (Giles Martin).

Djabe и Steve Hackett - скажи мне, кто твой друг?

Венгерская команда Djabe – частые спутники на музыкальной дороге Steve Hackett-а , и 17 мая в Будапештском Дворце Искусств Хэкетт вместе с другими музыкантами, по-дружески, под гитару, поздравлял эту команду с 15-летним юбилеем. И это, похоже, только «открытие сезона» сотрудничества в этом году! Название «Djabe» на языке ашанди означает «свобода», и эти действительно классные музыканты чувствуют себя абсолютно свободно в степях джаз-фолк-фьюжна. И весь 3-часовый концерт прошел, словно увлекательное путешествие с невероятной игрой музыкантов – как постоянных участников коллектива, так и его гостей, которые в разное время играли с Djabe. Стив Хэккет скромно, без фанфар и помпезных представлений вышел в самом конце вечера, и сыграл три композиции. Весьма интересными оказались аранжировки знаменитого соло из «Firth of Fifth», композиций «In That Quiet Earth» и «Steppes»: Стивом и Djabe в знакомую музыкальную ткань «класических» вещей были вплетены яркие и порой неожиданные «нити». Что ж, похоже, музыканты нашли некий «общий язык»! Стив Хэккет даже отзывается о Djabe как о «лучшей команде, с которой я когда-либо играл». «Это очень лестно для нас», - говорит основатель коллектива, гитарист Аттила Эгерхази (Attila Egerhazi ), давний поклонник таланта Хэккета. Скрипач Djabe - Ференц Ковач, - принял участие в записи свежего альбома маэстро «Out Of The Tunnel’s Mouth», а благодаря Djabe Стив Хэккет даже освоил новый «фолк»-инструмент! Индонезийский «angklung» - нечто вроде гибрида пюпитра и табуретки, который издает звук определенного тона. И когда все участники юбилейного концерта «на бис» устроили темпераментное мини-шоу с этими «вилами», - зал буквально стоял «на рогах»! Но я все смотрела на гитару в руках Стива Хэккета, и думала – ну ладно, импровизации и новое прочтение каких-то известных вещей Стива, Genesis и Djabe - конечно, дело хорошее. Но… не хочется ли музыкантом чего-то большего? «Группе уже 15 лет, и, конечно, мы прекрасно знаем, на что способен каждый из нас в музыке. И сейчас в готовящемся новом альбоме Djabe нам тем более интересно создавать не совсем обычный материал, в котором как никогда ранее будет широко представлено искусство Стива Хаккета. И это будут не просто соло…» - похоже, Аттила читает мои мысли! А еще - готовится к августовским концертам со Стивом Хэккетом в Венгрии, Болгарии, Сербиии России (Калининграде). 

Вестник Прогрессивного Рока 

Ольга Потехина, Август, 2010 года

Copyright на авторские материалы © 2011-2024 Genesis-Music.Ru | All rights reserved | Все права на другие использованные на сайте материалы принадлежат их законным владельцам